Государственная противопожарная служба (ГПС), состоящая из Федеральной (ФПС) и местных противопожарных служб, входит в МЧС РФ. Одно из главных понятий, применяемых в служебной деятельности сотрудников пожарных отрядов, — это «гарнизон пожарной охраны» (ГПО), а некоторые наши соотечественники никогда даже и не слышали такого определения.
Настоящая статья устраняет данный пробел — в ней рассказывается о том, что представляет собой типичный ГПО (на региональном, городском и местном уровнях), каковы его задачи, кто им руководит, что входит в служебные обязанности начальника любого гарнизона и иных ответственных руководящих лиц ГПО и какие нештатные службы (НШС) существуют в гарнизоне.
Цель создания гарнизона
Говоря канцелярским языком, гарнизон пожарной охраны — это общая совокупность находящихся на определенной территории подразделений пожарной охраны, их органов управления и вспомогательных служб, независимо от их принадлежности и форм собственности.
Внимание! С 2005 г. в официальной документации для обозначения ГПО применяется другой термин — «пожарно-спасательный гарнизон» (ПСГ). Однако между собой служащие МЧС продолжают для удобства называть его гарнизоном пожарной охраны или просто гарнизоном.
Основная цель создания ГПО/ПСГ — это грамотная координация действий всех служб/организаций, созданных/предназначенных для тушения любых видов пожаров и спасения людей на конкретной территории, направленная как на предотвращение возникновения очагов возгорания (природных и техногенных), так и на максимально эффективную ликвидацию уже возникших пожаров.
Виды ГПО
- территориальные (ТГПО) — которые образуются на территории областей (краев, республик) РФ;
- местные (МГПО) — формируются в каждом конкретном городе/сельском районе.
ГПО отдельных городов/районов включаются в состав того ТГПО субъекта России, в котором они располагаются.
Что же касается границ самих местных ГПО, то их определяет своим приказом начальник ТГПО (как правило, они соответствуют географическим границам муниципальных образований, где и формируются эти гарнизоны).
Выполняемые задачи и функции
Согласно ФЗ № 69 от 21.12.1994 г., а также вышеуказанному Приказу МЧС РФ № 467, основные задачи ГПО:
- организация нужных условий для максимально эффективного использования сил ПСГ для тушения пожаров;
- формирование централизованной системы управления этими силами;
- организация взаимодействия со всеми службами жизнеобеспечения (СЖО) на подведомственной территории — как подчиненными, так и не подчиненными МЧС;
- проведение разного рода мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности служащих (личного состава — л/с) ПСГ.
Помимо базовых задач, вышеупомянутый 467-й Приказ определяет и основные функции ГПО. Так, в силу этих документов, для грамотного выполнения задач по ликвидации/предотвращению пожаров на закрепленной за ПСГ территории, должностные лица гарнизона МЧС наделяются функциями:
- планирования задействования средств ГПО при ликвидации очагов возгораний;
- разработки графиков выездов на пожары и другой служебной документации;
- обеспечения профподготовки л/с МЧС и лиц, состоящих в добровольных противопожарных объединениях/дружинах путем проведения различных совместных учений, сборов и т. п.;
- создания пожарной связи и работоспособной системы регистрации сообщений о возгораниях от населения;
- привлечения л/с ГПО к тушению крупных пожаров при ликвидации последствий ЧС;
- создания НШС в ГПО и назначения их руководителей;
- изучения наиболее серьезных пожаров, ликвидированных силами ПСГ, с целью выявления их причин и недопущения подобных ЧП в будущем.
Кто руководит ПСГ
Согласно ст. 11 Приказа МЧС РФ № 467, непосредственное руководство любым ГПО осуществляет его начальник. В силу ст. 15 того же документа, эту нештатную должность замещают:
- в ТГПО — начальник регионального ГУ МЧС РФ;
- в МГПО — начальник местной пожарно-спасательной службы МЧС (если же в населенном пункте нет ФПС, то на эту должность назначают инспектора поселковой/сельской ГПС, ответственного за тушение пожаров в данной местности).
Важно: несмотря на то, что начальник гарнизона формально несет всю ответственность за деятельность ГПО на закрепленной за последним территории, большинство ключевых решений, направленных на выполнение задач гарнизонной службы в ГПО, чаще всего принимаются коллегиально — специально созданным для этих целей нештатным органом Управления гарнизоном (УГ).
Согласно ст. 11 и 12 Приказа МЧС РФ № 467, в состав вышеуказанного УГ, помимо его начальника, включаются также:
- его замы (по оперативному реагированию, по тылу, по взаимодействию с СЖО и т. д.);
- оперативный дежурный ПСГ;
- диспетчер;
- начальники всех НШС в ГПО (подробнее об этих службах — в последнем разделе статьи);
- кроме того, в состав УГ в случае необходимости (а конкретно — для координации взаимодействия МЧС с местными добровольными пожарными командами) могут вводиться работники администрации области (края, республики) РФ/муниципального образования.
Обязанности должностного лица
Все права и обязанности начальника ГПО и иных лиц, входящих в Управление ПСГ, прописаны в статьях 16-26 Приказа МЧС РФ № 467. Они достаточно объемны, поэтому ниже приведены лишь основные обязанности руководителей ГПО:
- Так, начальник любого ПСГ обязан:
- руководить службами ГПО самостоятельно либо через возглавляемое им УГ;
- контролировать несение гарнизонной и караульной служб;
- участвовать в разработке Плана мероприятий ГПО, а также графика дежурств подчиненных в качестве оперативных дежурных по ПСГ и визировать их;
- лично прибывать на место тушения пожара при возникновении ЧС либо какого-то особо серьезного происшествия и т. д.
- В обязанности оперативного дежурного гарнизона входят:
- постоянное и детальное знание оперативной обстановки в ГПО;
- осуществление взаимодействия с СЖО;
- знание расположения всех наиболее пожароопасных организаций на подконтрольной ПСГ территории;
- контроль работы диспетчеров ГПО и т. п.
- Диспетчер ПСГ должен:
- знать дислокацию всех пожарных расчетов;
- принимать и обрабатывать поступившие по телефону сообщения о возгораниях;
- направлять к местам вызова пожарные машины с л/с и т. д.
Что же касается замов начальника ГПО по различным направлениям (а они, как правило, замещают должности руководителей соответствующих НШС в гарнизоне), то их права и обязанности совпадают с их полномочиями на штатных должностях в ГПС, которые они выполняют согласно должностным инструкциям.
Нештатные службы
Статьи 27–45 Приказа МЧС РФ № 467 определяют следующий перечень НШС (и их функций), которые создаются в любом ТГПО:
- оперативного реагирования — данная НШС организовывается для контроля состояния боеготовности и быстрого «отклика» на изменение оперативной обстановки в границах ПСГ;
- газодымозащитная (ГДЗС) — формируется для тушения огня на таких объектах, где пожарным невозможно работать без использования СИЗОД и средств по удалению дыма;
- техническая — обеспечивает проверку готовности техники к ликвидации пожаров;
- связи — организовывается для контроля над готовностью средств связи и управления ГПО к ликвидации очагов возгораний и спасению граждан;
- профилактики — основной целью создания подобной НШС является проведение работ, направленных на предупреждение пожаров там, где они наиболее возможны и могут принести максимальный ущерб людям, и минимизирование их последствий;
- радиационно-химическая (РХС) — создается для контроля противопожарных мероприятий на предприятиях химической промышленности и объектах, работающих с радиоактивными материалами;
- охраны труда — данная НШС отвечает за безопасность сотрудников ГПО при несении ими службы в гарнизоне.
В МГПО допускается не создавать НШС связи и РХС (например, исключительно в сельской местности, где нет связанных с химией предприятий), при этом функции первой возлагаются на техническую НШС, а задачи РХС — на службу охраны труда поселкового/сельского ПСГ.
В заключение следует сказать, что, несмотря на кажущуюся сложность отдельных моментов, затрагивающих порядок организации деятельности пожарно-спасательных гарнизонов, рядовым сотрудникам МЧС и тем россиянам, которые только задумываются о том, чтобы стать пожарными, вовсе не обязательно изучать все их особенности. Обычным служащим ведомства, в обязанности которых входит непосредственное тушение пожаров, нужно всего лишь добросовестно выполнять свою работу, а руководителям ГПО/ПСГ — грамотно управлять вверенными им силами, и тогда ущерб от любых видов пожаров в Российской Федерации будет неизбежно сводиться к минимуму.