К модернизации танка Т-90 на Корпорации «Уралвагонзавод» в инициативном порядке приступили еще в 2004-м. По экономическим причинам Армия тогда не могла закупать обновленные машины, поэтому новая улучшенная версия – Т-90МС – была предложена иностранным покупателям. Презентация «экспортного варианта» состоялась в 2011 году на выставке в Нижнем Тагиле.
История создания
Минобороны тоже не было забыто. В его интересах Корпорация начала работы в рамках проекта «Прорыв-3». Основной задачей являлось повысить живучесть машины на поле боя. Достигнуть этого можно было лишь комплексным подходом: от совершенствования средств непосредственной защиты машины и экипажа, до повышения мощности двигателя, маневренности и собственной огневой мощи.
Танк «Прорыв» является глубоко модернизированной версией платформы Т-90. Причем настолько модернизированной, что эксперты часто говорят об этом танке как о новой модели. Решающая стадия разработки этой машины пришлась на период с 2015 по 2018 гг.
По заявлениям официальных лиц ГАУ Минобороны РФ, что были сделаны еще в 2017 году, многие усовершенствования, примененные при создании Т-90М, внесены по итогам анализа боевого использования танков в ходе Сирийского конфликта.
Основные отличия Т-90М от ранних моделей
Каких либо революционных решений в модель Т-90М не внесено. Что-то уже было внедрено на экспортный Т-90МС, что-то заимствовано от «Арматы», но именно в «Прорыве» все эти элементы модернизации были применены комплексно, что сделало машину настоящей цитаделью на гусеницах.
Среди новаций можно отметить следующие:
- конструктивно новый сварной башенный модуль с многослойным бронированием;
- боеукладка размещена вне боевого отделения;
- 125-мм орудие 2А82-1М (такое же как у «Арматы»), помимо увеличенной длины ствола (что повышает точность выстрела), обладает еще и повышенной живучестью;
- танк снабжен высокоавтоматизированной системой управления огнём «Калина», зенитной установкой «УДП Т05БВ-1» модульной конструкции с пулемётом «Корд МТ» 12,7-мм;
- радиостанция Р-168-25У-2 «Акведук» и вспомогательная силовая установка ДГУ7-27;
- непосредственное управление движением танка осуществляется с помощью штурвала и универсальной системы переключения передач (автомат и ручное);
- увеличенная мощность двигателя (моноблочная силовая установка В-92С2Ф) в 1130 лошадиных сил, благодаря чему максимальная скорость Т-90М на шоссе достигает 60 км/ч при запаск хода – 550 км. ;
- повышение уровня защиты от огня противника обеспечивают противокумулятивные решётчатые экраны, а также комплексы динамической защиты «Реликт» и «Арена-М» (автоматически обнаруживающий подлетающие снаряды и с расстояния в несколько метров осуществляющий выстрел по ним разрушающими боеприпасами);
- оптимизированное взаиморасположение топливных баков и боекомплекта, что повышает уровень «живучести» экипажа;
- — наличие кондиционера.
Перспективы «Прорыва»
Они у Т-90М определенно не призрачные. Помимо удачной комплексной модернизации базовой модели, «Прорыв» еще экономически более выгоден в производстве. Он проще и дешевле «Арматы», причем в его конструкции используются некоторые элементы Т-14. Такая частичная унификация позволит упросить и, значит, удешевить одновременное производство обеих моделей.
При этом в пользу Т-90М еще и тот факт, что его экспортный вариант Т-90МС (объект 188МС), по цене значительно ниже зарубежных аналогов, а по техническим и боевым характеристикам не только равен им, но по ряду позиций и превосходит. Расчетная стоимость экспертной версии Т-90М — 4,5 миллиона долларов, тогда как последняя версия «Абрамс» 8,92 млн, немецкий Leopard 2 A7+ — 9,8 млн долларов, французского AMX «Леклерк» — 12,6 млн. Предпочесть их российскому танку на мировом рынке вооружений можно если только по политическим мотивам.
Осенью 2019 «Уралвагонзавод» сделал заявление, что модернизированный танк Т-90М «Прорыв» может стать основным боевым танком в ВС России.