- Основные понятия воинской обязанности
- Военное время
- Военное положение
- Мобилизация
- Назначение воинской обязанности
- Содержание закона «О воинской обязанности и воинской службе»
- Порядок и способы реализации закона «О Воинской обязанности и военной службе»
- Современные проблемы уклонения от исполнения воинской обязанности и меры борьбы с явлением
- Способы уклонения
- Меры противодействия
Численность армии в мирное и военное время регулируется исходя из политической ситуации в мире и необходимости защиты государственности, внешних границ и конституционного строя Российской Федерации. Права людей прописаны в Конституции РФ, однако основной закон содержит и ряд обязанностей, в числе которых защита Отечества. Правовые нормы, связанные с возникновением и прекращением воинской обязанности регулируются ФЗ № 53 от 1998 года, с учетом последних изменений от 31.01.2019. Все вопросы, связанные с воинской обязанностью закреплены законодательно в указах президента и постановлениях правительства. Основной документ о воинской службе это ФЗ «О статусе военнослужащих».
Основные понятия воинской обязанности
Под воинской обязанностью следует понимать закрепленные Конституцией, федеральным законодательством, президентскими указами и прочими правовыми актами священную обязанность и почетный долг гражданина вставать с оружием на защиту Родины в ходе военных действий, а в мирные периоды охранять рубежи и законные интересы страны. Основы военной службы строятся на добровольном желании граждан служить в вооруженных силах, заниматься обучением и внеармейской подготовкой, исполнять иные обязанности, обеспечивающие оборону государства и составляющие образ патриота и защитника государственности.
Основное понятие и сущность воинской обязанности закреплены в ФЗ № 53. Закон дает определение военнообязанным гражданам, дифференцирует их по виду службы, определяет порядок призыва, выхода в запас и очередность мобилизации согласно присвоенным разрядам. Российская армия комплектуется не только урожденными россиянами. По контракту могут служить иностранцы, имеющие гражданство РФ, в возрасте от 18 до 30 лет (для первичного заключения), знающие русский язык и отвечающие критериям отбора по здоровью и образованию. Призывниками могут стать подходящие по возрасту беженцы и переселенцы, а также иные лица, получившие гражданство Российской Федерации.
Стоит отметить, что перечисленные люди вправе один раз отсрочить призыв, если их документы сданы на регистрацию и рассматриваются в установленном порядке.
Военное время
Это период, в течение которого страны или разные политические организации объявили войну или начали фактические действия без предупреждения о намерениях. Для государства и граждан наступают форс-мажорные обстоятельства, при которых полномочия власти растут, а права и свободы людей ограничиваются. Усиливается негативное влияние на экономику и социальную сферу. Правовые нормы подразумевают ужесточение наказания за ряд преступлений. Дисциплинарные меры в отношении военнослужащих подразумевают применение оружия командиром для пресечения паники, дезертирства и других проступков. Для экономики приоритетом становятся нужды армии, расходы на социальные выплаты сокращаются или прекращаются. Возможны ограничения нормы потребления путем ввода продовольственных карточек.
Подробно о военном праве мы рассказывали в этой статье.
Военное положение
Этот правовой режим вправе ввести президент страны своим указом. Отмена осуществляется соответствующим указом с обязательным уведомлением населения и ООН.
Режим может быть введен на территории всего государства или его части. Наряду с ним проводится всеобщая или частичная мобилизация. Основаниями служат начавшееся вторжение недружественной страны или альянса вражеских государств или угроза агрессии с их стороны. Иные причины для объявления военного положения:
- бомбардировка территории или ее аннексия;
- применение всех видов вооружения против России;
- блокирование берегов или портов страны;
- иные нарушения устава ООН.
Государством разработаны меры административного, политического, экономического и военного характера, направленные на противодействие захватчикам:
- приоритет обеспечения армии;
- усиленная охрана объектов государственной важности;
- особый режим функционирования объектов жизнеобеспечения;
- эвакуация граждан и культурных ценностей;
- ограничение перемещения и свободы въезда (выезда);
- запрет на подрывную пропаганду и агитацию;
- привлечение гражданских лиц к оборонным и иным необходимым работам;
- изъятие оружия, транспорта и другого важного для обороны имущества у граждан и организаций;
- запрет на массовые сборы людей;
- досмотр транспорта;
- комендантский час;
- цензура;
- запрет гражданам на выезд из страны и въезд в нее.
Государство вправе осуществлять иные действия, необходимые для скорейшего прекращения агрессивных действий врага.
Мобилизация
Регулируется ФЗ № 31 от 26.02.1997 и предусматривает меры, направленные на перевод экономики, армии и всех эшелонов власти на действия в особом режиме. Общая или частичная мобилизация объявляется президентским указом.
Назначение воинской обязанности
Предназначение воинского учета и воинской обязанности – в возможности реализовать конституционный долг граждан по защите страны. Воинский учет позволяет составить планы по комплектации армии на случай военного времени. Все мужчины, не имеющие обоснованных причин для отсрочки или освобождения, обязаны отслужить в армии. Иностранцы, апатриды и россияне, проживающие за рубежом постоянно, от воинской обязанности освобождаются. Воинская обязанность мужчин продолжается и после армейской службы. Кроме отслуживших призывников, мобилизация коснется всех мужчин, признанных годными по здоровью и не переступивших предельно допустимый для службы возраст. Женщины-офицеры с военно-учетной профессией являются военнообязанными до 50 лет, а овладевшие воинскими специальностями, но не получившие офицерского звания – до 45 лет.
На учебные и тренировочные сборы женщин не привлекают, и в случае мобилизации они будут призваны в самую последнюю, третью, волну.
Подробно об особенностях участия военнослужащих в выборах президента РФ мы рассказывали в этой статье.
Содержание закона «О воинской обязанности и воинской службе»
Документ состоит из девяти разделов, в которых помимо общих и заключительных положений рассмотрены вопросы, посвященные:
- организации воинского учета;
- принципам добровольной и обязательной подготовки к армии;
- вопросам призыва;
- особенностям контрактных отношений;
- урегулированию военных служебных вопросов;
- формированию запаса;
- составу и правилам формирования мобилизационных человеческих ресурсов по родам войск и воинским формированиям.
Правила воинской обязанности и военной службы регулируют отношения между государством и гражданами, которые служат добровольно или по призыву. Законодатель устанавливает:
- перечень обязанностей официальных лиц и организаций;
- ответственность за нарушение закона;
- правила учета людей;
- основания для вывода из запаса;
- материальную компенсацию за время сборов и медосвидетельствования;
- степень пригодности;
- основания для отсрочек или освобождений от армии или участия в сборах;
- правила уведомления людей о призыве или мобилизации;
- состав и принципы работы призывной комиссии;
- срок, порядок и осуществление призыва;
- основания для контрактной службы и порядок ее прохождения;
- прием на учебу;
- порядок получения учетных специальностей;
- список званий, сроки их присвоения и причины лишения;
- основания и правила вынесения взысканий;
- максимальный возраст нахождения в действующей армии и порядок увольнения;
- другие основания для прекращения воинской деятельности людей.
Форменное обмундирование со знаками различия и принадлежности к родам войск и уместность ношения формы вне воинского подразделения также установлены законодательно. Приведенный перечень не полон. Все правовые нормы не секретны, прописаны в актуальной редакции ФЗ № 53 и доступны для изучения.
Порядок и способы реализации закона «О Воинской обязанности и военной службе»
Положение военкоматов обязывает их взаимодействовать с органами государственной и исполнительной власти на подчиненной территории и определяет сферу деятельности:
- первичный воинский учет;
- помощь организациям для учета их военнообязанных сотрудников;
- участие в выборе бронированных сотрудников;
- планирование мобилизации людей и транспорта;
- подготовка к призывным периодам, выбор людей для контрактной службы и сборов;
- организация призыва;
- определение на альтернативу;
- обучение людей в мирное и военное время;
- отбор для учебы в воинских вузах;
- профориентация;
- учет людей с военно-учетными профессиями;
- оповещение о явке на призыв, сборы, мобилизацию;
- учет, розыск и привлечение к ответственности уклоняющихся и дезертиров;
- направление материалов служебных проверок по подследственности.
Закон обязывает органы власти, самоуправления, МВД, ЗАГС и паспортные столы оказывать содействие комиссариатам, проводить сверки по семейному положению, прописке и другим изменениям в статусе военнообязанных.
Основной объем работы по учету людей, имеющих воинскую обязанность, возложен на военкоматы. В их компетенцию входит организация:
- медосвидетельствований;
- медосмотров;
- психологической ориентации и отбора.
Мероприятия касаются граждан, заключающих контракт, поступающих в воинские вузы, на военные кафедры, резервистов и тех, кто:
- встает на первичный учет;
- призывается в армию;
- вызывается на сборы.
Военкомат вправе проводить освидетельствование ограниченно годных граждан, при этом ВВК может как подтвердить ранее поставленный диагноз, так и опровергнуть его.
ФЗ № 53, регламентирующий воинскую обязанность и порядок военной службы, делегирует обязанность по медосвидетельствованию и психологическому тестированию лиц, поступающих в соответствующие подразделения указанных служб и организаций:
- нацгвардию;
- ФСБ;
- СВР РФ;
- армейское следствие;
- госохрану;
- гарнизонную прокуратуру.
Современные проблемы уклонения от исполнения воинской обязанности и меры борьбы с явлением
Причины уклонения от исполнения воинского долга имеют социальные корни и заложены в конце прошлого столетия при распаде СССР:
- отсутствие престижа армии;
- дедовщина и землячество;
- падение авторитета офицеров и младших командиров;
- высокий процент гибели и увечий солдат в период военных действий на Северном Кавказе и в мирное время в результате неправомерных действий военнослужащих;
- недостаточное финансирование и, как следствие, низкий уровень материально-технического, вещевого и продуктового обеспечения войск.
В борьбу против дедовщины включились общественные организации, со стороны государства усилен контроль над соблюдением законности в войсках. Для привлечения специалистов в ряды войск разработаны социальные программы и система льгот, увеличено денежное довольствие. Все эти бонусы затрагивают служащих по контракту. Ежегодный недобор призывников ослабляет армию, нарушает принципы комплектования войск.
Способы уклонения
Юноши призывного возраста продолжают изыскивать возможности, чтобы добиться отсрочки или полного освобождения от армии, используя ст. 24 закона «О воинской обязанности и военной службе». Основные методы уклонистов:
- игнорирование повестки;
- смена прописки;
- фальсификация болезни;
- членовредительство;
- указание заведомо ложных сведений о семье, ученых степенях, поступлении в вуз.
Отказ от выполнения воинского долга призывника или прохождения альтернативы наказуем. УК РФ предусматривает уголовную ответственность. Права и нормы ст. 328 позволяют применять к уклонистам следующие санкции:
- штраф;
- обязательные работы;
- арест до полугода;
- лишение свободы до двух лет.
Обратите внимание! Более жесткое наказание грозит тем, кто нарушил ст. 339 УК РФ: максимальный срок достигает 7 лет.
Наличие судимости – пятно на биографии, но, пока идут следствие, суд, рассмотрение апелляции, уклоняющийся гражданин пропускает один, а то и два призыва.
Согласно законодательству от призыва освобождены те, кто отбывает срок или имеет неснятую (непогашенную) судимость.
Меры противодействия
Репрессивные меры не решают проблемы уклонения от воинской обязанности. Профилактика и воспитательная работа во временной перспективе более результативны. Целевая аудитория патриотического воспитания – дети.
В масштабах государства необходимо:
- возродить воинские игры типа «Зарница»;
- проводить уроки начальной военной подготовки;
- разработать программу патриотического воспитания с дошкольного возраста;
- повышать престиж армии.
Люди старше 40 лет помнят: во времена СССР к мужчине, не служившему в армии, было настороженное отношение. Возврат к прошлому невозможен, но в разработке госпрограмм повышения престижа армейских будней необходимо опираться на удачный опыт предыдущих поколений.
Какое вы имеете отношение к воинской обязанности? Служили срочную или были контрактником? Как вы считаете, нужно ли увеличить срок для уклонистов? Задавайте вопросы, рассказывайте свои истории в блоке комментариев.