Российские парламентарии, исходя из опыта США, Франции, Великобритании и других развитых стран, имеют намерения узаконить статус частных военных компаний в своем государстве. ЧВК могут быть полезными в деле защиты интересов Российской Федерации в военных конфликтах с участием зарубежных и региональных сторон.
Поскольку в соответствии с международными правовыми нормами должен быть соблюден принцип невмешательства, условие соблюдения официального нейтралитета России может быть формально выполнено при участии частных военных компаний.
Декларация ООН и Декларация Генеральной Ассамблеи ООН, решения Международного суда ООН о военном присутствии на территории Конго и Никарагуа не допускают вмешательства во внутренние дела государств и военной интервенции. Ввиду необходимости активизации политики отстаивания национальных интересов РФ за рубежом, государству следует покровительствовать частным военным структурам. Поддержка их может быть оказана со стороны военного и полицейского ведомств.
Российская Федерация имела дело с ЧВК в августе 2008 года во время конфликта в Грузии и сталкивается с этим в наше время на востоке Украины. Частные военные формирования компенсируют слабые стороны регулярной армии того государства, на стороне интересов которого выступают. Противники несут более значительные потери, сталкиваясь с профессиональными военными.
Функции ЧВК могут заключаться в оказании услуг национальной армии:
- по оптимизации управления;
- подготовке кадров;
- информационно-аналитической работе;
- выполнению боевых заданий;
- реализации спецзаданий.
Правовое положение частных военных организаций и их сотрудников при участии в военном конфликте немеждународного характера является предметом продолжительных дискуссий.
Внешним основанием для определения статуса ЧВК выступает военный конфликт немеждународного характера.
Международные правовые акты на случай войны разрабатываются для урегулирования международных военных столкновений. Эти нормы неприменимы к использованию во внутренних конфликтах.
Определение момента времени, с которого воюющие стороны, представляющие одно государство, должны начать руководствоваться нормами международного гуманитарного права, — сложная задача. Для ее решения следует учитывать классификацию степени состояния конфликта.
Критериями признания военного конфликта таким, что имеет немеждународный характер, являются:
- интенсивные боевые действия;
- организованный характер;
- продолжительность дольше временного конфликта;
- ограниченность рамками одного государства;
- неучастие иностранного государства.
При наличии выше указанных критериев враждующие стороны обязаны соблюдать нормы ст. 3 Женевских Конвенций 1949 г. и Дополнительного протокола к ним.
По отношению к повстанцам правительство пытается применять правила ведения войны. Повстанцы, в свою очередь, борются за статус суверена. Международное право предполагает соблюдение гуманитарных обязательств обеих сторон друг перед дружкой.
Правила войны к вооруженным конфликтам немеждународного характера применимы в таких случаях:
- устойчивый контроль повстанцами части территории государства;
- призывы к отделению, независимости, свержению власти;
- ниличие органов власти и армии у повстанцев;
- боевые действия против государства;
- признание правительством воюющей стороны.
Если внутренний конфликт перерос в гражданскую войну и превратился в противостояние двух фактических правительств в одном государстве, статус ЧВК кардинально меняется.
Внутренними условиями определения статуса частных военных формирований являются внутренние и внешние организационные признаки ЧВК:
- боевые единицы вне состава регулярной армии;
- имеют внутреннюю военную структуру;
- носят опознавательные знаки и оружие;
- живут по военным законам.
Нелегальные формирования повстанцев, сепаратистов, партизан и прочих протестантов правительство вправе признать уголовными преступниками. Члены таких формирований могут быть наемниками, не придерживающимися никаких норм права вообще.
В таких случаях на них не распространяется статус комбатантов и военнопленных, утраченных в соответствии с Резолюцией Совета Безопасности ООН 1977 г. и Дополнительным протоколом І к Женевским конвенциям. Наемники должны отвечать перед законом государства, против которого воевали, согласно норм уголовного права.
Другим путем является наделение таких военизированных фирм статусом комбатантов и усиление государственного контроля за их деятельностью. Предполагается предоставление возможностей регистрации и лицензирования с требованием соблюдения правил войны.
Государство контролирует ЧВК на своей территории, но вместе с тем не отвечает за совершенные ими военные преступления, оставаясь в тени.
Часто частные военизированные компании подчиняются командованию регулярной армии государства в открытую. В результате выгода правительства от дистанцирования утрачивается и они превращаются в проправительственные вооруженные формирования частной организационно-правовой формы.
Легальный статус предполагается предоставить ЧВК путем принятия отдельного федерального закона и внесения изменений и дополнений в законы о частной детективной и охранной деятельности. Юридически предстоит также подкорректировать нормы уголовного права РФ, касающиеся наемничества и организации незаконных вооруженных формирований.
Потенциал ЧВК ограничен без законных гарантий легитимации владения и применения оружия их сотрудниками.
Государство, нанимающее частное военизированное формирование, обязано отвечать за его преступления в случае прямых указаний к такому действию, и выдачи инструкций, которые возможно выполнить только противоправным путем. Принимающее государство отвечает за действия ЧВК на территории страны и обязано проводить расследование фактов нарушения внутреннего и международного гуманитарного права.